Фатьяновские песни о войне. К 75-летию Великой Победы

Песни военных лет – одна из наиболее эмоциональных страниц истории Великой Отечественной войны. Они поддерживали мужество и силу советских людей, как на фронте, так и в трудовом тылу, не позволяли сломать их дух, помогали выстоять в страшной войне и победить. В годы войны родилось много песен, которые отражали её события, воспевали ненависть к врагу, боевую дружбу, преданность и любовь женщины. Песни на войне призывали к подвигам, не давали черстветь человеческим чувствам, согревали душу людей.

Большое число широко известных, пронзительных лирических песен военной поры было написано на стихи нашего земляка поэта Алексея Ивановича Фатьянова (1919-1959), участника Великой Отечественной войны, 100-летие которого мы отмечали в прошлом году. С начала войны А. Фатьянов служил в красноармейском ансамбле песни и пляски Орловского военного округа, в составе выездных концертных бригад бывал на передовой. В 1942 г. ансамбль был эвакуирован в Оренбург, где произошла судьбоносная встреча молодого поэта с уже известным тогда композитором В.П. Соловьёвым-Седым. Так начался творческий союз и многолетняя дружба поэта и композитора, давшая жизнь почти четырём десяткам песен, которые знала и пела вся страна.

Война придала мощный импульс поэтическому творчеству А. Фатьянова. Поэт постоянно рвался на фронт, и в 1944 г., наконец, оказался в действующей армии. Он участвовал в боях за освобождение Венгрии, был ранен и награждён медалью «За отвагу». Многие фатьяновские военные песни вошли в золотой фонд произведений Великой Отечественной войны.

Одной из песен на музыку В.П. Соловьёва-Седого, которая определила творческую судьбу А. Фатьянова, была «Тальяночка» («На солнечной поляночке»), написанная в 1943 г. Первоначально стихи были напечатаны в областной армейской газете «За Родину». Но на фоне тяжелейшего положения на фронтах, непрерывных кровопролитных боёв стихотворение «Тальяночка» Фатьянова, по официальной оценке, выглядело чересчур лиричным и легкомысленным. Однако совершенно по-другому воспринял его композитор Соловьёв-Седой. Он, как и прежде, оценил свежесть, трогательность, доверительность интонации, простой разговорный язык и мелодичность стихов Фатьянова. Первоначально музыка к «Тальяночке» была написана в ритме вальса, но композитор чувствовал, что она не сливалась с текстом в единый образ. Тогда он написал новую мелодию, с озорным плясовым припевом, которую в считаные дни узнали и полюбили солдаты:

«На солнечной поляночке,
Дугою выгнув бровь,
Парнишка на тальяночке
Играет про любовь.

Про то, как ночи жаркие
С подружкой проводил,
Какие полушалки ей
Красивые дарил.

Играй, играй, рассказывай,
Тальяночка, сама
О том, как черноглазая
Свела с ума…»

Примечательно, что после этой фатьяновской песни в некоторых фронтовых газетах появилась рубрика «На солнечной поляночке», где размещались заметки о том, как бойцы проводят краткие часы отдыха, о письмах, полученных от родных и любимых, воспоминания о мирной жизни.

Творческий союз А. Фатьянова и В. Соловьёва-Седова в 1944 г. дал бессмертную песню – «Соловьи». Первый вариант стихотворения «Пришла и к нам на фронт весна» датирован 1942 годом. Но песня на эти стихи, которая стала известна как «Соловьи», появилась в 1944 г., когда её авторы встретились в столичной гостинице «Москва». Алексей Фатьянов, отличившийся в боях на территории Венгрии, получил десятидневный отпуск в Москву, где в это время работал Соловьёв-Седой. Поэт привёз с фронта два готовых стихотворения – «Соловьи» и «Ничего не говорила», а композитор на одном дыхании написал к ним музыку. Соавторы дали импровизированный концерт, на который собрались служащие и постояльцы гостиницы. А один генерал даже убедил внести важную правку в слова песни «Соловьи»: вместо «пусть ребята немного поспят» (первоначальный вариант) предложил петь «пусть солдаты немного поспят». Через несколько дней Всесоюзное радио уже передавало эту песню. «Соловьи» получили невероятную популярность, отвечая настроению и переживаниям солдат:

«Пришла и к нам на фронт весна,
Солдатам стало не до сна –
Не потому, что пушки бьют,
А потому, что вновь поют,
Забыв, что здесь идут бои,
Поют шальные соловьи…»

Маршал Г.К. Жуков выделил «Соловьёв» среди трёх лучших песен Великой Отечественной войны (вместе с песнями «Вставай, страна огромная!» и «Дороги»), назвал их бессмертными, потому что в них отразилась душа народа.

В песне «Ничего не говорила», как и в большинстве фатьяновских песен о войне, акцент делается на простых человеческих чувствах и желаниях – из той, мирной жизни, на умении видеть женскую красоту, которая подчиняет даже прошедших боевое крещение мужчин. За задорными словами-набросками возникают живые картины: 

«Ничего не говорила,
Только с нами до речки дошла.
Посмотрела – как будто рублём подарила,
Посмотрела – как будто огнём обожгла.

Расставаясь, оглянулась,
На прощанье махнула рукой
И такою улыбкой тогда улыбнулась,
Что вовек не забыть нам улыбки такой.

Даль сегодня прояснилась.
Ночь хорошие звёзды зажгла.
Первой роте сегодня ты ночью приснилась,
А четвёртая рота – заснуть не смогла».

В конце 1944 г. появились новые песни А. Фатьянова и В. Соловьёва-Седова – «Давно мы дома не были», «Где ж ты, мой сад?», которые получили неизменную популярность. Гармония проникновенных слов и задушевной музыки разве могла кого-то оставить равнодушным? Усталость от войны, но уже очевидные мирные перспективы и, конечно, надежда на скорую встречу с любимыми и близкими:

«Где ж ты, мой сад, вешняя заря?
Где же ты, подружка, яблонька моя?
Я знаю,
Родная,
Ты ждёшь меня, хорошая моя.

Снятся бойцу карие глаза,
На ресницах тёмных – светлая слеза.
Скупая,
Святая,
Девичья горючая слеза.

Пусть нелегко до тебя дойти,
Я вернусь, родная, жди и не грусти.
С победой
Приеду,
Любовь твоя хранит меня в пути».

В 1945 г. завершились съёмки музыкальной военной комедии «Небесный тихоход», которая вышла на большой экран в апреле 1946 г. В этом фильме впервые прозвучала бодрая и жизнеутверждающая песня В. Соловьёва-Седова на стихи А. Фатьянова «Перелётные птицы» («Первым делом – самолёты»):

«Мы, друзья, перелётные птицы,
Только быт наш одним нехорош:
На земле не успели жениться,
А на небе жены не найдёшь!

Потому, потому, что мы пилоты,
Небо наш…небо наш родимый дом.
Первым делом, первым делом самолёты.
- Ну а девушки? – А девушки потом».

Благодаря кинематографу и блестящему исполнению известными артистами  Н. Крючковым, В. Меркурьевым, В. Нещипленко эта песня получила невероятную популярность. Примечательно, что она поётся до сих пор, став чуть ли не профессиональным гимном авиаторов.

Война закончилась, но поэтическое осмысление её событий, того, что было пережито вместе с боевыми друзьями, не оставляло Алексея Фатьянова. Идею написать песню о друзьях-однополчанах поэту подсказал его друг и неизменный соавтор композитор Василий Соловьёв-Седой. После нескольких правок слов и мелодии в конце 1946 г. родился очередной песенный шедевр – «Где же вы теперь, друзья-однополчане?»:

«Майскими короткими ночами,
Отгремев, закончились бои…
Где же вы теперь, друзья-однополчане,
Боевые спутники мои?

Я хожу в хороший час заката
У тесовых новеньких ворот,
Может к нам сюда знакомого солдата
Ветерок попутный занесёт?»

Успех этой песни побудил поэта и композитора написать ещё несколько произведений, близких по тематике. Так в 1947 г. родился вокальный цикл, названный впоследствии «Сказ о солдате». В него вошли следующие песни: «Шёл солдат из далекого края», «Расскажите-ка, ребята», «Колыбельная», «Поёт гармонь за Вологдой», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» и «Величальная». Этот цикл исполнялся целиком, в основном, камерными певцами, например, солистом Ленинградского Малого театра оперы и балета (ныне – Михайловский театр), народным артистом РСФСР С.Н. Шапошниковым, а также участницей Великой Отечественной войны, всеобщей любимицей К.И. Шульженко (народная артистка СССР с 1971 г.). Но чаще звучали отдельные песни из цикла, особенно «Поёт гармонь за Вологдой» и «Где же вы теперь, друзья-однополчане?». Своей популярностью и широким распространением они во многом обязаны прославленному коллективу – Академическому ансамблю песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова.

Военные песни на стихи Алексея Фатьянова не стали просто историей. Сегодня они, конечно, вспоминаются в преддверии Дня Победы, когда их не петь невозможно. Ведь не случайно представитель фронтового поколения советских поэтов Николай Старшинов посвятил Фатьянову такие строки:

«Пусть былое ворвётся в беседы...
Хоть оно порастает быльём,
Каждый год, накануне Победы,
Мы солдатские песни поём.

Не случайно совсем, не впервые,
До поры отложивши дела,
Соберутся твои рядовые
У накрытого другом стола.

Снова, песню военную грянув,
Словно новый возьмут перевал...
Тут и выйдет Алёша Фатьянов –
Запевала из всех запевал.

Не его ли в глухом чернолесье
Надрывались всю ночь соловьи?
Не его ли широкие песни
Были самые наши,
Свои?»…

Фатьяновские песни о войне по сей день исполняются в концертных программах, на музыкальных конкурсах, поются в дружеских компаниях и туристических походах. Они составляют значительную часть репертуара исполнителей на Всероссийском фатьяновском празднике поэзии и песни, который ежегодно проводится на малой родине поэта в г. Вязники, на «солнечной поляночке». Потому что эти гениальные песни не просто поддерживают память о Великой Отечественной войне. В них – человеческое начало, душа народная и сила.

Автор: В. Королькова
Дата публикации: 06.05.2020