Владимир Солоухин и Владимирская земля: к 100-летию со дня рождения писателя

14 июня 2024 года нашему выдающемуся земляку, признанному классику отечественной литературы, поэту и писателю Владимиру Солоухину (1924-1997) исполнилось бы 100 лет. Главная тема его творчества – русская деревня. Яркий представитель так называемой «деревенской прозы», он был тесно связан с владимирской глубинкой, откуда во многом и черпал творческое вдохновение. 

Владимир Солоухин родился 14 июня 1924 года в селе Алепино Владимирской области (Собинский район) и стал последним, десятым ребёнком в зажиточной крестьянской семье. Уже в четыре года Володя научился декламировать стихи, чем забавлял братьев и сестер. В пять лет мальчик знал множество стихотворений Пушкина, Лермонтова и Некрасова, демонстрируя необыкновенную память. В десять лет он начал писать собственные стихи. Как полагал сам Владимир Солоухин, поэтический дар привился в его душе благодаря влиянию матери и старшей сестры Катерины, которые знали немало стихов и часто читали их мальчику вслух.

Начальную школу будущий писатель окончил в родном Алепино, потом стал ходить в соседнее село Черкутино, где учился до 7-го класса. Кстати, сегодня в селе Черкутино в честь Владимира Солоухина названы средняя школа и центральная улица. После школы, в 1938 году, Солоухин поступил во Владимирский механический техникум. Там его увлечение поэзией продолжилось. Он посещал литературное объединение, которым руководил владимирский писатель Сергей Ларин. Первые стихотворения юного поэта печатались во владимирской газете «Призыв». Его учёба в техникуме – ныне Высшей государственной инженерно-технической школе (колледже) имени Д.К. Советкина – также увековечена памятной доской на здании колледжа (г. Владимир, ул. Дворянская, д.27).

После окончания техникума Владимир Солоухин был призван в Красную армию, стал курсантом Кремлёвского военного училища и до окончания Великой Отечественной войны служил в охране Кремля. Начиная с 1945 г. стал посещать занятия московского литературного объединения, где встретил многих известных в то время писателей и поэтов. Тогда он полностью отдался своему увлечению поэзией.

Демобилизовавшись в 1946 г., Солоухин подал документы в Литературный институт имени А.М. Горького. К этому времени произошло знаменательное событие – «Комсомольская правда» опубликовала его стихотворение «Дождь в степи», с которым он и поступил в институт. На одном курсе с ним учились будущие звёзды литературы – Юлия Друнина, Расул Гамзатов, Юрий Трифонов, Эдуард Асадов, Юрий Бондырев… Владимир Солоухин, в отличие от своих сокурсников, сочинял стихи о природе и деревенской жизни.

В 1951 г. Солоухин окончил институт и устроился разъездным корреспондентом в журнал «Огонёк». По заданию редакции он объездил всю Россию, включая районы Крайнего Севера. Именно там, в городе Нарьян-Мар, он познакомился со своей будущей женой Розой Лаврентьевной: она приехала туда по распределению после окончания Ленинградского медицинского института и работала детским врачом. Супруги прожили вместе более сорока лет.

Работая над очерками для журнала, Солоухин не оставлял литературных занятий, впечатления от поездок находили отражение в его творчестве. Первым, по-настоящему замеченным публикой произведением Владимира Солоухина стала лирическая повесть «Владимирские просёлки», изданная популярным журналом «Новый мир» в 1957 г. По сути, это был путевой дневник, который автор вёл во время сорокадневного путешествия по своей малой родине – Владимирской области.

Ради будущей своей книги в июне 1956 г. Солоухин вместе со своей женой Розой Лаврентьевной, где пешком или на лошади, а где – на автомобиле и даже на колёсном пароходе, преодолели более 600 километров от реки Киржач до Вязников. Писатель делал наброски о красоте природы родного края, ради сохранения которой стоило жить, об уникальности исторических мест, с интересом выделяя особенности малых городов и деревень, фиксировал все детали провинциальной жизни. Автор, например, приводил список небогатого ассортимента сельпо, с сожалением отмечал, что церкви в большинстве сёл порушены, убогие клубы – часто пустуют… В книге он великолепно описал культуру русского быта, имеющую самобытность и мудрость. И, конечно, во всех уголках родного края обязательными для писателя были встречи с людьми, вызывающие глубокие размышления о судьбах русской деревни.

Владимир Солоухин во «Владимирских просёлках» делает важный вывод: «Разъезжая по другим странам, ты узнаёшь нечто, а путешествуя по родной земле, ты познаёшь себя». Его книгу прочитали миллионы людей, писали автору положительные отклики. Многих книга позвала в дорогу, не только по прочитанному, солоухинскому маршруту, а уже по своим собственным просёлкам…

Очень тепло читатели встретили и другую автобиографическую работу Солоухина – повесть «Капля росы» (1959), в которой Солоухин с удивительной простотой описывает жизнь в родном селе Алепино, рассказывает об односельчанах, делится воспоминаниями детства…Многие критики отмечали обнажённую исповедальность авторского повествования, что не было свойственно другим писателям того времени.

Владимир Алексеевич любил родной край, свою малую родину – село Алепино. Отсюда пошла и особенность диалектного говора – «оканье», которую писатель сознательно сохранил на всю жизнь. Родом из «олепинского» детства была и любовь к яблоням, пчёлам, голубям, даже к запахам – воска и глины… Любовь к родным местам позволяла ему со всей открытостью и откровенностью говорить и писать о проблемах русской деревни, которые он замечал и анализировал прежде всего на владимирской земле.

Многие свои произведения он написал по владимирским мотивам, буквально за рабочим столом в отчем доме. В конце 1960-х годов В.А. Солоухин вместе с супругой и дочерями – Еленой и Ольгой – взялся за восстановление родного дома в Алепине. После реконструкции все летние месяцы семья проживала в этом доме и дружно занималась посадками на приусадебном участке.

Работал Владимир Алексеевич с раннего утра до обеда, и никакие обстоятельства не могли изменить этот устоявшийся порядок. Даже друзья, навещавшие его в Алепино, вынуждены были считаться с этим расписанием.

На протяжении всей жизни Солоухин был человеком чрезвычайно увлекающимся, порой даже противоречивым, но талантливым и всегда ищущим правду. В своем творчестве он не отдавал предпочтение чему-то одному, одновременно работал и в поэзии, и в прозе, и в публицистике. Его самобытный поэтический дар ярко выражен в сборниках стихов: «Имеющий в руках цветы», «Городская весна», «Как выпить солнце», «Аргумент», а также в венках сонетов. Из прозы выделяются роман «Мать-мачеха», повести «Смех за левым плечом», «Приговор», записки о природе «Третья охота», «Трава», публицистические книги «При свете дня», «Соленое озеро», «Чаша», рассказы «Серафима», «Рыбий бог», «Двадцать пять на двадцать пять», «Бутылка старого вина», «Олепинские пруды», «Камешки на ладони»… Книги Владимира Солоухина до настоящего времени играют важную роль в деле пробуждения национального самосознания русского народа.

Владимира Солоухина не стало 4 апреля 1997 года. Отпевание писателя прошло в Москве, первое – в только что отреставрированном Храме Христа Спасителя, председателем комитета по возрождению которого был Солоухин. Но похоронили Владимира Алексеевича в родном селе Алепино. 7 июля 2017 года умерла любимая супруга писателя Роза Лаврентьева. Ее похоронили рядом с мужем.

В селе Алепино сохранился родительский дом Солоухиных. Напротив – церковь Покрова Богородицы середины XIX века, которая чудом уцелела. В своих произведениях Владимир Солоухин рассказывал, что церковь хотели разрушить, а кирпичи пустить на строительство коровника. Сам Владимир Алексеевич, уже будучи известным журналистом и писателем, ездил в область и хлопотал за сохранность этого храма как культурного наследия. Сегодня здание церкви законсервировали, чтобы оно не разрушалось дальше, а вот мечта писателя о его реставрации пока не реализована.

В родовом доме семьи Солоухиных ныне постоянно живет старшая дочь писателя – Елена Владимировна.  Она бережно хранит память о родителях и наследие отца. На стене дома – мемориальная доска: «В этом доме родился писатель В.А. Солоухин (1924-1997)».

А в 2021 году в Алепине открылся Музейно-выставочный центр имени Владимира Солоухина. Архитектура здания, которое специально было построено под музей, чем-то напоминает родовой дом писателя. Тоже каменный низ и деревянный верх, но, конечно, с учетом современных строительных технологий. Внутри воссоздана русская печь – с чугунками и другой кухонной утварью.

На втором этаже – кабинет писателя с подлинными рукописями, рабочим столом, фотографиями. Над письменным столом висят владимирские пастушьи рожки из коллекции Солоухина.

Кроме того, в музее есть экспозиция, рассказывающая об истории села. Некоторые экспонаты музею передали местные жители. Каждый хотел внести свою лепту в создание экспозиции. Кто-то принес прялку, кто-то чугунок или ухват, старинное зеркало в деревянной раме. Конечно, многие экспонаты в музей передала семья Владимира Алексеевича.

Ежегодно, 14 июня в Алепине проходит Солоухинский литературно-музыкальный праздник «Певец владимирских просёлков». В село приезжают родные, друзья, почитатели таланта Солоухина. С импровизированной сцены звучат стихи Владимира Алексеевича, выступают творческие коллективы, разворачивается ярмарка народных промыслов. В дань памяти писателя возлагают цветы на его могилу на сельском погосте. А потом традиционно накрываются столы и всех угощают чаем с баранками. Так будет и в год 100-летия писателя.

Автор: В. Королькова
Дата публикации: 13.06.2024