Церковь Бориса и Глеба в Кидекше

Адрес:
Суздальский район, с. Кидекша, ул. Старая
GPS:
56.42495691, 40.52756255

В четырех километрах от Суздаля в селе Кидекша сохранился редкий памятник – один из первых храмов владимиро-суздальского белокаменного зодчества, церковь Бориса и Глеба. Она была построена в 1152 г. дружиной мастеров суздальского князя Юрия Долгорукого. Древнее (еще дославянское) село Кидекша стоит вблизи устья реки Каменки, где она сливается с важнейшей жизненной артерией края – Нерлью, текущей в Клязьму. Строя здесь укрепленный городок, князь хотел взять под свой контроль речной выход от Суздаля. По преданию, здесь, на месте княжеского двора случилась встреча двух «святых князей-братьев» – Бориса Ростовского и Глеба Муромского, ехавших по зову отца, Владимира Красное Солнышко, в Киев. Впоследствии они оба были убиты другим своим братом, Святополком Окаянным. Эта легенда о причастности к суздальским местам первых русских святых поднимала престиж Суздаля, что было важно в борьбе за первенство среди русских княжеств.

Борисоглебская церковь, возможно, была центром княжеского двора, окруженного земляной насыпью. Поступок Юрия Долгорукого – строительство княжеского двора вдали от столицы на стратегически важном месте речного пути – почти через десять лет повторил его сын Андрей Боголюбский, построив Боголюбов-город. Но в отличие от Боголюбова, в Кидекше не сохранилось дворцовых строений, а только сама церковь. Пробыл в Кидекше князь недолго: в 1155 г. он сел на княжение в Киеве, где вскоре умер.

Церковь Бориса и Глеба еще не блещет утонченным мастерством (как, например, Успенский и Дмитриевский соборы), но простота, тем не менее, придает ей особую притягательность суровости и богатырской стати. Почти кубический по форме, с тремя выступающими могучими полуцилиндрами апсид, храм практически лишен резного убора. Только поясок поребрика и небольшие городчатые карнизы украшали простые белые фасады. Со второй половины XIII в. началось запустение храма, его своды вместе с главой разрушились. Лишь в XVI-XVII вв. его ремонтировали, используя старый белый камень. Но четырехскатная крыша с маленькой главкой совсем не отражали  первоначального облика древнего храма.

Построенный в 1152 г. храм, видимо, в течение трех-четырех десятилетий оставался не расписанным. В 1947 г. были открыты фрагменты фресковой росписи церкви, которые, по мнению исследователей,  принадлежат 1180-м годам. Вероятно, роспись была сделана по распоряжению Всеволода III, о чем говорят многочисленные изображения райских деревьев и птиц, что характерно для белокаменного резного убранства его времени и являлось отходом от канонической системы росписи. Кроме того, сохранились фрески аркосолия (специальной арочной ниши, устроенной в толще стен) северной стены под хорами. На них, видимо, изображена мать Всеволода III в роскошных императорских одеждах рядом с фигурой святой Марии. Это не случайно, т.к. здесь были погребены сын Юрия Долгорукого – Борис, кому, видимо, перешел во владение княжеский городок, и его жена Мария. В аркосолиях до сих пор сохранились их гробницы.

К югу от храма в конце XVII-начале XVIII вв. были поставлены Святые ворота, ведущие к спуску на реку. В 1780 г. рядом с древним холодным храмом была поставлена теплая Стефаниевская церковь, которая напоминает своей высокой двухскатной кровлей каменный жилой дом XVII-XVIII вв. в Суздале. Комплекс завершается шатровой колокольней XVIII в.

Таким образом, в архитектурный ансамбль в Кидекше входят строения, разделенные во времени пятью столетиями, но удивительно органично связанные между собой. Если смотреть на комплекс со стороны Нерли, то особенно ощущается тонкое понимание древними зодчими гармонии архитектуры и природы. 

В настоящее время церковь святых Бориса и Глеба в Кидекше принадлежит Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику. Она внесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Время работы (с 01 декабря 2018 года по 30 апреля 2019 года):

  • понедельник, среда-суббота: с 10:00 до 17:00;
  • воскресенье: с 10:00 до 16:00;
  • вторник – выходной день;
  • 4-й понедельник месяца – санитарный день.

Автор: В. Королькова